Урок 4. Факторы ранжирования поисковых систем

Урок 4. Факторы ранжирования поисковых систем

Алгоритмы поисковых систем - информация закрытая. Однако есть много источников, благодаря которым отдельные элементы поисковых алгоритмов удается раскрыть. Эти источники можно разделить на 2 большие группы:

  1. Официальная информация Google и Яндекс (справочные материалы, заявления официальных представителей компаний).
  2. Практика SEO-специалистов (в том числе экспериментальная).

Факторы, которые могут учитываться поисковыми системами при ранжировании, SEO-специалистов интересуют прежде всего как переменные, на которые можно влиять для продвижения сайтов. Относится к ним следует не как к прямому руководству к действию, а как к ориентирам, которые дают понимание функционирования поисковых систем.

Не стремитесь объять необъятное и понять все сразу. Сейчас важна общая картина, как работает SEO. Делайте пометки, что вам показалось непонятным, чтобы потом задать вопрос или почитать по этой теме.

Факторы домена

  1. Возраст домена. В некоторых случаях более старые домены могут иметь преимущество перед более молодыми.
  2. История домена. “Старые грехи” могут надолго запятнать репутацию домена.
  3. Данные о владельце домена. Закрытые данные могут быть подозрительным сигналом. Кроме того, если Google знает, что владелец домена не чист на руку, это может иметь прямое влияние на ранжирование.
  4. Срок регистрации. Если домен зарегистрирован и оплачен на длительный срок (больше года), это свидетельствует о серьезных намерениях владельцев. Как мы помним, черное SEO долго не живет, поэтому и домены регистрируются на короткий срок.
  5. Ключевые слова в домене. Положительно влияют на релевантность.
  6. Региональность домена. Домены .ua будут иметь преимущество для украинской выдачи. Соответственно, ранжироваться хуже за пределами Украины.

 

Факторы на уровне страницы

  1. Тег Title. Содержание тега, расположение ключевых слов имеет большое влияние на релевантность. Тайтл можно назвать вторым по важности фактором релевантности страницы, после самого контента.
  2. Теги Description, H1, H2-H3. Наличие ключевых слов в описании страницы, как и в теге H1 - большой плюс. Ключевые слова в тегах подзаголовков более низкого уровня даже положительно влияют на релевантность, но в незначительной степени.
  3. Ключевые слова в контенте, плотность, порядок. Понятно, что ключевые слова в контенте критически важны. Однако, с развитием поисковых алгоритмов значение данных факторов меняется: поисковые роботы уже далеко не прямолинейны, научились не только считать ключи, но и понимать смысл контента. Сейчас качество контента намного важнее количества и плотности ключевых слов. Порядок ключевых слов важен, т.к. может иметь прямое влияние на смысл запроса.
  4. Длина контента. Более длинный контент имеет преимущество. Подразумевается, что чем полнее раскрыта тема, которой интересуется пользователь, тем лучше.
  1. Скрытый семантический показатель (LSI). Помимо основных ключевых фраз, есть другие слова, которые помогают поисковой машине понять, что на странице речь идет именно об этой теме, а не о другой похожей. Например, наличие слов “Украина”, “Черное море” дают понять, что на странице идет речь об украинской Одессе, а не об американской. Как SEO-специалисты могут использовать эти сведения для постановки задач копирайтерам?
  2. Скорость загрузки страницы. Один из самых критически важных факторов ранжирования на сегодняшний день. В век мобильных технологий страницы должны загружаться очень быстро. Медленные будут ранжироваться хуже.
  3. Медиа материалы. Наличие фото и видео на странице - плюс. Изображения должны быть оптимизированы (быстро загружаться, иметь ключевые слова в описании).
  4. Частота обновления контента. Когда последний раз обновлялся контент на странице, насколько часто это происходит - эти сведения могут влиять на релевантность по определенным типам запросов.
  5. Качество исходящих ссылок. Положительно влияют на релевантность ссылки на авторитетные ресурсы по теме страницы. И наоборот, ссылки на сайты, которые тематически далеки и не являются авторитетными, тянут страницу вниз.
  6. Количество исходящих ссылок. Как правило, чем больше ссылок уходит со страницы, тем хуже для нее.
  7. Количество и качество внутренних ссылок. Чем большее количество страниц ссылаются на данную страницу и чем они более авторитетны в рамках сайта, тем больше веса получает данная страница.
  8. Уникальность контента. Оригинальный контент, безусловно, важен и нужен. Но следует помнить о приоритете полезности контента. Уникальность - понятие относительное, главная задача контента - быть полезным для пользователей.
  9. Полезные дополнительные материалы. Имеются в виду любые элементы страницы, которые создают дополнительную пользу для посетителей. Это может быть онлайн-калькулятор стоимости, конвертер величин, 3D-визуализация и т.п.
  10. Ошибки в коде. Грязный код - это плохо. Для проверки чистоты кода используются валидаторы validator.w3.org.
  11. URL: длина, уровень вложенности, ключевые слова. Длинные URL, с большим уровнем вложенности, могут отрицательно влиять на релевантность страницы. А вот наличие ключевых слов в URL влияет положительно.
  12. Категория страницы. Если страница принадлежит к родительской категории, которая соответствует тематике запроса, это плюс.
  13. Форматирование, нумерованные и маркированные списки. Форматирование служит для улучшения восприятия текста пользователями, и поисковые машины это учитывают. Поэтому поощряются хорошо структурированные страницы, имеющие в наличии нумерованные и маркированные списки.

Попрактикуйтесь. Возьмите несколько страниц на разных сайтах и попробуйте проанализировать их с точки зрения перечисленных факторов.

Факторы сайта

  1. Оптимизированность сайта под мобильные устройства. Помимо того, что это дополнительное удобство для мобильных пользователей, доля которых стремительно растет, данный показатель с апреля 2015 г. является официально объявленным фактором ранжирования. Проверять сайты на наличие мобильной оптимизации можно с помощью специального сервиса Google google.com/webmasters/tools/mobile-friendly/.
  1. Юзабилити сайта. Удобство сайта - понятие субъективное, правда? Как поисковые системы могут знать, удобен сайт для пользователей или нет? С помощью сбора и анализа данных о пользовательском взаимодействии. В общем случае, если пользователи проводят много времени на сайте, просматривают большое количество страниц, возвращаются снова - это явно положительные сигналы. А если подавляющее большинство посетителей закрывают сайт, едва зайдя на него, это уже сигнал отрицательный.
  2. Архитектура сайта. Поисковые роботы ценят логичность архитектуры не меньше (а, возможно, и больше), чем люди.
  3. Частота обновления контента. Данный фактор работает как на уровне страницы, так и на уровне сайта в целом. Сайт, на котором регулярно появляется новый контент и обновляется старый, быстрее индексируется и получает преимущества в ранжировании.
  4. Наличие карты сайта. Фактор, известный настолько давно, что может считаться классикой. Карты сайта (в них содержатся сведения о структуре сайта и всех входящих в него страницах) помогают поисковым роботам лучше “понимать” сайт и быстрее индексировать.
  5. Навигация. “Хлебные крошки”. Дополнительные удобства для людей и поисковых роботов. “Хлебные крошки” помогают сориентироваться, в каком месте сайта находится пользователь, а также могут отображаться в сниппете, делая его более привлекательным.
  6. Использование инструментов Google Analytics и Google Webmaster. Логично было бы предположить, что Google приветствует использование своих продуктов и учитывает всесторонние данные о сайте, которые собирает с их помощью.
  7. Репутация, отзывы пользователей. Поисковики отслеживают не только ссылки на сайт, но и упоминания о нем. Положительный или отрицательный посыл, которым сопровождается упоминание, также может повлиять на ранжирование. Как и в других случаях, в первую очередь будут учитываться отзывы на трастовых ресурсах.

 

Ссылочные факторы

 

  1. Ссылки с авторитетных и тематических сайтов. Главные отправные точки в понимании работы ссылочных факторов. Положительно влиять на ранжирование могут только ссылки с качественных, трастовых сайтов, которые имеют общую тематику с вашим сайтом.
  2. Разнообразный ссылочный профиль. Преобладание какого-то одного типа ссылок может вызывать подозрение в естественности их происхождения. Поэтому чем более разнообразен ссылочный профиль, тем лучше.
  3. Количественные показатели ссылок: количество ссылающихся доменов, IP, страниц. Качество важнее количества, но и количество Google тоже считает. Несколько доменов могут находится на одном IP (что снизит значимость), с одного домена может быть много ссылок (могут засчитаться за одну ссылку).
  4. Анкорный текст. В связи с тем, что ранее анкорные ссылки выступали главным инструментом манипуляции поисковой выдачи, сейчас их значение снизилось, и использование стало сопряжено с большим риском наложения санкций. Однако анкоры по-прежнему учитываются поисковыми системами.
  5. Местоположение ссылки на странице. Вверху лучше, чем внизу. В релевантном тексте лучше, чем без него.
  6. Возраст ссылок. Велика вероятность того, что ссылки со старых доменов имеют больший вес, чем с новых, а также того, что старые ссылки влияют сильнее, чем новые.
  7. Follow и nofollow. Официальная позиция Google заключается в том, что они не делают разницы между данными типами ссылок, прекрасно распознают и учитывают и те, и те. Принято считать, что атрибут nofollow придает ссылке естественности.

 

Нюансов в ссылочных факторах очень много. Тема постоянно активно обсуждается в SEO-сообществе в связи с политикой поисковых систем по борьбе с покупными ссылками. Коротко резюмируя, вам важно помнить, что массовая закупка низкокачественных ссылок - это зло, за которое наказывают. Заботьтесь о ссылках с хороших тематических ресурсов, и присматривайте за разнообразием ссылочного профиля. Тогда никакие фильтры вам не страшны.

 

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы ранжирования – набор показателей взаимодействия пользователей с сайтом, который используется поисковыми системами как один из способов оценки сайта и определения его позиции в выдаче.

Поведенческие факторы взаимодействия с сайтом

  1. Время на сайте – общее время, которое посетитель проводит на сайте, до закрытия последней вкладки.
  2. Глубина просмотра – количество страниц, которые пользователь просматривает в течение одной сессии.
  3. Время просмотра страницы – время нахождения на странице, с момента попадания на нее до момента выхода.
  4. Удовлетворенные переходы – переход по внутренней ссылке после 30 секунд пребывания на странице.
  5. Показатель отказов – количество (процент) посетителей, которые не продвинулись в просмотре сайта дальше одной страницы.
  6. Возвраты посетителей – повторные посещения одного и того же пользователя.
  7. Скорость загрузки – чем дольше сайт загружается, тем сильнее негативное влияние на позиции сайта. Данный фактор отнесен к поведенческим, т.к. скорость загрузки у разных пользователей отличается.

Как именно, по какой формуле поисковые системы учитывают данные факторы, информация не раскрывается. Логично предположить, что для каждого фактора существует ряд проекций: с привязкой к поисковому запросу или без нее, статистика по отдельной странице или по сайту в целом и т.д. Учитываются стандартные отклонения, верхние и нижние сегменты статистических данных. Разные поисковые системы используют различные подходы к учету поведенческих факторов и их влиянию на ранжирование. При этом базовые принципы остаются неизменными.

Поведенческие факторы в поисковой выдаче

  1. Кликабельность сниппета – отношения количества кликов по сниппету страницы к общему количеству его показов.
  2. Первый клик –поисковая система может принимать во внимание, был ли клик по вашему сниппету первым из всей выдачи по запросу, т.е. он производит на пользователя впечатление наиболее релевантного.
  3. Последний клик – поисковик фиксирует, что после попадания на ваш сайт пользователь не продолжил поиск, т.е. нашел то, что искал.

Относительность поведенческих факторов

Оценка поведенческих факторов может отличаться в зависимости от тематики.

Пример. Сайт службы заказа такси может иметь минимальные показатели времени, проведенного на сайте, и глубины просмотра, а показатель отказов будет стремиться к 100%. Поисковая система прекрасно осведомлена, к какой тематике относится ваш сайт, и как его правильно оценивать. Применительно к сайту заказа такси, кроме вышеперечисленных факторов, поисковая система получит позитивный сигнал, если клик по сниппету вашего сайта в поисковой выдаче был последним. Это означает, что пользователь нашел у вас то, что искал, и не пошел искать дальше.

 

Специальные факторы

Существует ряд факторов, которые не относятся непосредственно к оценке сайтов, которые ранжируются, а описывают особенности работы алгоритмов.

  1. Персонализированная выдача. “Быть в топе”, “Позиция запроса” - понятия очень относительные, если не сказать абстрактные, о чем большинство людей даже не подозревает. Google собирает, анализирует историю поведения пользователей в интернете и исходя из этого корректирует поисковую выдачу. Также имеет место привязка к региону, в котором находится пользователи и сайты. Таким образом, сам факт постоянного нахождения “в топе” или фиксации позиций невозможен - при каждом вводе поискового запроса происходит новый запуск алгоритма ранжирования, который учитывает не только характеристики вашего сайта и сайтов конкурентов, но и персонализацию под ищущего пользователя.
  2. QDF (Query Deserves Freshness – запрос заслуживает свежести)Для определенных типов запросов, для которых, по мнению Google, более релевантной будет свежая информация, предпочтение отдается новому контенту.
  3. QDD (QDD – Query Deserves Diversity – (дословно) запрос заслуживает разнообразия): в случаях, когда не совсем понятно, какой тип контента ищет пользователь, Google добавляет разнообразия, чтобы угадать желания пользователя.

 

Факторы социальных сетей

Ссылки, лайки и шейры в социальных сетях относятся к факторам ранжирования, значимость которых со временем повышается. Как и в других случаях, большую роль играют не только количественные, но и качественные показатели (например, авторитетность аккаунтов Twitter, Facebook). Особое внимание Google уделяет собственным продуктам, таким как Google+.


Заявка онлайн




Пример работы ротатора


8.8 / 10
4.5 von 5 6233