PM - это специалист, чьей главной задачей является сдача проекта, удовлетворяющего ТЗ, заказчику всрок.
Прекрасно!
Проект - это мероприятие с временным ограничением, направленное на создание конкретного продукта.
Как и любая деятельность, проект имеет некоторые характеристики, а именно:
Зачастую целью проекта становится удовлетворение потребностей заказчика, однако так бывает не всегда...
Каждый проект имеет строго фиксированный момент завершения.
Проекты никогда не бывают абсолютно одинаковыми.
Обычно проекты разбивают на этапы (задачи), которые могут выполняться последовательно, параллельно, или пересекаться.
Всё, чем занимается PM на предприятии - управление проектом, что в свою очередь состоит из нескольких этапов:
Как интересно! Цели, цели, цели! А можно поподробнее о них?
При постановке целей PM обязательно сопоставляет их с некой системой целеполагания, чтобы удостовериться в истинности и актуальности этой цели. Одной из таких систем является система SMART:
Specific - Конкретность - Цель должна быть определена точнейшим образам и обозначена в виде конкретных результатов.
Measurable - Измеримость - Цель должна быть измерима в некоторых единицах ($, кг, %...).
Attainable - Достижимость - Цель должна быть достижима (реальна), т.е. подкреплена необходимыми ресурсами (деньгами, людьми, временем...).
Relevant - Актуальность - Результат цели должен быть актуальным на момент её достижения.
Time Based - Временные ограничения - Цель должна быть достигнута в установленное время.
Всё ясно!
Помимо управления проектами, компетентный PM обязан владеть рядом навыков, которые прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияют на его эффективность как специалиста и как члена команды.
Навыки хорошего PM:
Как здорово! Столько полномочий, наверное, главнее только директор?
Совершенно очевидно, что обратной стороной полномочий является ответственность. Это правило не обошло стороной даже проектных менеджеров. Более того, область ответственности PM достаточно широка.
PM единолично и в полной мере несёт ответственность за проект вцелом и за каждый его отдельный этап в процессе всего жизненного цикла (ЖЦ) (проекта или этапа) перед заказчиком и руководством, а именно:
В обязанности PM также входит отчётность перед руководством о стадии завершения проекта, использовании ресурсов и т.д. И конечно, немедленно стоит уведомлять руководство обо всех незапланированных принятых решениях, например, о сдвигах временных ограничений, что ведёт к изменению дедлайна.
С другой стороны, PM является ответственным за команду, особенно если он выполняет роль командного лидера (TL). В таком случае его сфера обязанностей дополняется тимбилдингом. Но PM отвечает лишь за команду и её эффективность вцелом.
Каждый TL несёт ответственность перед PM за результаты своей команды и за достижения её целей, которые перед ней (командой) поставил PM. Каждый (оговорённый) промежуток времени TL'ы предоставляют отчётность о проделанной работе, на основании которой PM принимает дальнейшие решения.
Об обязанностях PM вцелом уже было сказано, но для наглядности возьмём конкретный пример - PM в веб-студии. Итак, в компетенцию входит:
В отличии от обязанностей в веб-студии, на плечи PM в стартапе ложится ещё ряд серьёзные задач.