Урок 4. Факторы ранжирования поисковых систем
Урок 4. Факторы ранжирования поисковых систем
Алгоритмы поисковых систем - информация закрытая. Однако есть много источников, благодаря которым отдельные элементы поисковых алгоритмов удается раскрыть. Эти источники можно разделить на 2 большие группы:
- Официальная информация Google и Яндекс (справочные материалы, заявления официальных представителей компаний).
- Практика SEO-специалистов (в том числе экспериментальная).
Факторы, которые могут учитываться поисковыми системами при ранжировании, SEO-специалистов интересуют прежде всего как переменные, на которые можно влиять для продвижения сайтов. Относится к ним следует не как к прямому руководству к действию, а как к ориентирам, которые дают понимание функционирования поисковых систем.
Не стремитесь объять необъятное и понять все сразу. Сейчас важна общая картина, как работает SEO. Делайте пометки, что вам показалось непонятным, чтобы потом задать вопрос или почитать по этой теме.
Факторы домена
- Возраст домена. В некоторых случаях более старые домены могут иметь преимущество перед более молодыми.
- История домена. “Старые грехи” могут надолго запятнать репутацию домена.
- Данные о владельце домена. Закрытые данные могут быть подозрительным сигналом. Кроме того, если Google знает, что владелец домена не чист на руку, это может иметь прямое влияние на ранжирование.
- Срок регистрации. Если домен зарегистрирован и оплачен на длительный срок (больше года), это свидетельствует о серьезных намерениях владельцев. Как мы помним, черное SEO долго не живет, поэтому и домены регистрируются на короткий срок.
- Ключевые слова в домене. Положительно влияют на релевантность.
- Региональность домена. Домены .ua будут иметь преимущество для украинской выдачи. Соответственно, ранжироваться хуже за пределами Украины.
Факторы на уровне страницы
- Тег Title. Содержание тега, расположение ключевых слов имеет большое влияние на релевантность. Тайтл можно назвать вторым по важности фактором релевантности страницы, после самого контента.
- Теги Description, H1, H2-H3. Наличие ключевых слов в описании страницы, как и в теге H1 - большой плюс. Ключевые слова в тегах подзаголовков более низкого уровня даже положительно влияют на релевантность, но в незначительной степени.
- Ключевые слова в контенте, плотность, порядок. Понятно, что ключевые слова в контенте критически важны. Однако, с развитием поисковых алгоритмов значение данных факторов меняется: поисковые роботы уже далеко не прямолинейны, научились не только считать ключи, но и понимать смысл контента. Сейчас качество контента намного важнее количества и плотности ключевых слов. Порядок ключевых слов важен, т.к. может иметь прямое влияние на смысл запроса.
- Длина контента. Более длинный контент имеет преимущество. Подразумевается, что чем полнее раскрыта тема, которой интересуется пользователь, тем лучше.
- Скрытый семантический показатель (LSI). Помимо основных ключевых фраз, есть другие слова, которые помогают поисковой машине понять, что на странице речь идет именно об этой теме, а не о другой похожей. Например, наличие слов “Украина”, “Черное море” дают понять, что на странице идет речь об украинской Одессе, а не об американской. Как SEO-специалисты могут использовать эти сведения для постановки задач копирайтерам?
- Скорость загрузки страницы. Один из самых критически важных факторов ранжирования на сегодняшний день. В век мобильных технологий страницы должны загружаться очень быстро. Медленные будут ранжироваться хуже.
- Медиа материалы. Наличие фото и видео на странице - плюс. Изображения должны быть оптимизированы (быстро загружаться, иметь ключевые слова в описании).
- Частота обновления контента. Когда последний раз обновлялся контент на странице, насколько часто это происходит - эти сведения могут влиять на релевантность по определенным типам запросов.
- Качество исходящих ссылок. Положительно влияют на релевантность ссылки на авторитетные ресурсы по теме страницы. И наоборот, ссылки на сайты, которые тематически далеки и не являются авторитетными, тянут страницу вниз.
- Количество исходящих ссылок. Как правило, чем больше ссылок уходит со страницы, тем хуже для нее.
- Количество и качество внутренних ссылок. Чем большее количество страниц ссылаются на данную страницу и чем они более авторитетны в рамках сайта, тем больше веса получает данная страница.
- Уникальность контента. Оригинальный контент, безусловно, важен и нужен. Но следует помнить о приоритете полезности контента. Уникальность - понятие относительное, главная задача контента - быть полезным для пользователей.
- Полезные дополнительные материалы. Имеются в виду любые элементы страницы, которые создают дополнительную пользу для посетителей. Это может быть онлайн-калькулятор стоимости, конвертер величин, 3D-визуализация и т.п.
- Ошибки в коде. Грязный код - это плохо. Для проверки чистоты кода используются валидаторы validator.w3.org.
- URL: длина, уровень вложенности, ключевые слова. Длинные URL, с большим уровнем вложенности, могут отрицательно влиять на релевантность страницы. А вот наличие ключевых слов в URL влияет положительно.
- Категория страницы. Если страница принадлежит к родительской категории, которая соответствует тематике запроса, это плюс.
- Форматирование, нумерованные и маркированные списки. Форматирование служит для улучшения восприятия текста пользователями, и поисковые машины это учитывают. Поэтому поощряются хорошо структурированные страницы, имеющие в наличии нумерованные и маркированные списки.
Попрактикуйтесь. Возьмите несколько страниц на разных сайтах и попробуйте проанализировать их с точки зрения перечисленных факторов.
Факторы сайта
- Оптимизированность сайта под мобильные устройства. Помимо того, что это дополнительное удобство для мобильных пользователей, доля которых стремительно растет, данный показатель с апреля 2015 г. является официально объявленным фактором ранжирования. Проверять сайты на наличие мобильной оптимизации можно с помощью специального сервиса Google google.com/webmasters/tools/mobile-friendly/.
- Юзабилити сайта. Удобство сайта - понятие субъективное, правда? Как поисковые системы могут знать, удобен сайт для пользователей или нет? С помощью сбора и анализа данных о пользовательском взаимодействии. В общем случае, если пользователи проводят много времени на сайте, просматривают большое количество страниц, возвращаются снова - это явно положительные сигналы. А если подавляющее большинство посетителей закрывают сайт, едва зайдя на него, это уже сигнал отрицательный.
- Архитектура сайта. Поисковые роботы ценят логичность архитектуры не меньше (а, возможно, и больше), чем люди.
- Частота обновления контента. Данный фактор работает как на уровне страницы, так и на уровне сайта в целом. Сайт, на котором регулярно появляется новый контент и обновляется старый, быстрее индексируется и получает преимущества в ранжировании.
- Наличие карты сайта. Фактор, известный настолько давно, что может считаться классикой. Карты сайта (в них содержатся сведения о структуре сайта и всех входящих в него страницах) помогают поисковым роботам лучше “понимать” сайт и быстрее индексировать.
- Навигация. “Хлебные крошки”. Дополнительные удобства для людей и поисковых роботов. “Хлебные крошки” помогают сориентироваться, в каком месте сайта находится пользователь, а также могут отображаться в сниппете, делая его более привлекательным.
- Использование инструментов Google Analytics и Google Webmaster. Логично было бы предположить, что Google приветствует использование своих продуктов и учитывает всесторонние данные о сайте, которые собирает с их помощью.
- Репутация, отзывы пользователей. Поисковики отслеживают не только ссылки на сайт, но и упоминания о нем. Положительный или отрицательный посыл, которым сопровождается упоминание, также может повлиять на ранжирование. Как и в других случаях, в первую очередь будут учитываться отзывы на трастовых ресурсах.
Ссылочные факторы
- Ссылки с авторитетных и тематических сайтов. Главные отправные точки в понимании работы ссылочных факторов. Положительно влиять на ранжирование могут только ссылки с качественных, трастовых сайтов, которые имеют общую тематику с вашим сайтом.
- Разнообразный ссылочный профиль. Преобладание какого-то одного типа ссылок может вызывать подозрение в естественности их происхождения. Поэтому чем более разнообразен ссылочный профиль, тем лучше.
- Количественные показатели ссылок: количество ссылающихся доменов, IP, страниц. Качество важнее количества, но и количество Google тоже считает. Несколько доменов могут находится на одном IP (что снизит значимость), с одного домена может быть много ссылок (могут засчитаться за одну ссылку).
- Анкорный текст. В связи с тем, что ранее анкорные ссылки выступали главным инструментом манипуляции поисковой выдачи, сейчас их значение снизилось, и использование стало сопряжено с большим риском наложения санкций. Однако анкоры по-прежнему учитываются поисковыми системами.
- Местоположение ссылки на странице. Вверху лучше, чем внизу. В релевантном тексте лучше, чем без него.
- Возраст ссылок. Велика вероятность того, что ссылки со старых доменов имеют больший вес, чем с новых, а также того, что старые ссылки влияют сильнее, чем новые.
- Follow и nofollow. Официальная позиция Google заключается в том, что они не делают разницы между данными типами ссылок, прекрасно распознают и учитывают и те, и те. Принято считать, что атрибут nofollow придает ссылке естественности.
Нюансов в ссылочных факторах очень много. Тема постоянно активно обсуждается в SEO-сообществе в связи с политикой поисковых систем по борьбе с покупными ссылками. Коротко резюмируя, вам важно помнить, что массовая закупка низкокачественных ссылок - это зло, за которое наказывают. Заботьтесь о ссылках с хороших тематических ресурсов, и присматривайте за разнообразием ссылочного профиля. Тогда никакие фильтры вам не страшны.
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы ранжирования – набор показателей взаимодействия пользователей с сайтом, который используется поисковыми системами как один из способов оценки сайта и определения его позиции в выдаче.
Поведенческие факторы взаимодействия с сайтом
- Время на сайте – общее время, которое посетитель проводит на сайте, до закрытия последней вкладки.
- Глубина просмотра – количество страниц, которые пользователь просматривает в течение одной сессии.
- Время просмотра страницы – время нахождения на странице, с момента попадания на нее до момента выхода.
- Удовлетворенные переходы – переход по внутренней ссылке после 30 секунд пребывания на странице.
- Показатель отказов – количество (процент) посетителей, которые не продвинулись в просмотре сайта дальше одной страницы.
- Возвраты посетителей – повторные посещения одного и того же пользователя.
- Скорость загрузки – чем дольше сайт загружается, тем сильнее негативное влияние на позиции сайта. Данный фактор отнесен к поведенческим, т.к. скорость загрузки у разных пользователей отличается.
Как именно, по какой формуле поисковые системы учитывают данные факторы, информация не раскрывается. Логично предположить, что для каждого фактора существует ряд проекций: с привязкой к поисковому запросу или без нее, статистика по отдельной странице или по сайту в целом и т.д. Учитываются стандартные отклонения, верхние и нижние сегменты статистических данных. Разные поисковые системы используют различные подходы к учету поведенческих факторов и их влиянию на ранжирование. При этом базовые принципы остаются неизменными.
Поведенческие факторы в поисковой выдаче
- Кликабельность сниппета – отношения количества кликов по сниппету страницы к общему количеству его показов.
- Первый клик –поисковая система может принимать во внимание, был ли клик по вашему сниппету первым из всей выдачи по запросу, т.е. он производит на пользователя впечатление наиболее релевантного.
- Последний клик – поисковик фиксирует, что после попадания на ваш сайт пользователь не продолжил поиск, т.е. нашел то, что искал.
Относительность поведенческих факторов
Оценка поведенческих факторов может отличаться в зависимости от тематики.
Пример. Сайт службы заказа такси может иметь минимальные показатели времени, проведенного на сайте, и глубины просмотра, а показатель отказов будет стремиться к 100%. Поисковая система прекрасно осведомлена, к какой тематике относится ваш сайт, и как его правильно оценивать. Применительно к сайту заказа такси, кроме вышеперечисленных факторов, поисковая система получит позитивный сигнал, если клик по сниппету вашего сайта в поисковой выдаче был последним. Это означает, что пользователь нашел у вас то, что искал, и не пошел искать дальше.
Специальные факторы
Существует ряд факторов, которые не относятся непосредственно к оценке сайтов, которые ранжируются, а описывают особенности работы алгоритмов.
- Персонализированная выдача. “Быть в топе”, “Позиция запроса” - понятия очень относительные, если не сказать абстрактные, о чем большинство людей даже не подозревает. Google собирает, анализирует историю поведения пользователей в интернете и исходя из этого корректирует поисковую выдачу. Также имеет место привязка к региону, в котором находится пользователи и сайты. Таким образом, сам факт постоянного нахождения “в топе” или фиксации позиций невозможен - при каждом вводе поискового запроса происходит новый запуск алгоритма ранжирования, который учитывает не только характеристики вашего сайта и сайтов конкурентов, но и персонализацию под ищущего пользователя.
- QDF (Query Deserves Freshness – запрос заслуживает свежести). Для определенных типов запросов, для которых, по мнению Google, более релевантной будет свежая информация, предпочтение отдается новому контенту.
- QDD (QDD – Query Deserves Diversity – (дословно) запрос заслуживает разнообразия): в случаях, когда не совсем понятно, какой тип контента ищет пользователь, Google добавляет разнообразия, чтобы угадать желания пользователя.
Факторы социальных сетей
Ссылки, лайки и шейры в социальных сетях относятся к факторам ранжирования, значимость которых со временем повышается. Как и в других случаях, большую роль играют не только количественные, но и качественные показатели (например, авторитетность аккаунтов Twitter, Facebook). Особое внимание Google уделяет собственным продуктам, таким как Google+.