Урок 4. Факторы ранжирования поисковых систем

С чем у вас ассоциируется понятие SEO? Назовите несколько вариантов ассоциаций с места.
Очень часто можно услышать слово “раскрутка сайта”. В профессиональных кругах этот термин почти не используется. Более профессиональным можно назвать термин “продвижение сайта”.
Дисциплина, которую мы начинаем изучать, называется SEO - Search Engine Optimization - оптимизация сайтов под поисковые системы, поисковая оптимизация.
SEO (поисковая оптимизация) - это комплекс мер воздействия на факторы ранжирования, конечной целью которых является привлечение целевой аудитории на сайт.
Что является конечной целью любого бизнеса?
Получение прибыли.Основные понятия SEO, контента и релевантности страницы.
Что является конечной целью любого коммерческого сайта?
Получение прибыли.
Достигать конечной цели сайта можно разными способами. SEO - лишь один из инструментов интернет-маркетинга.
Какие еще инструменты интернет-маркетинга вы знаете?
SEO - это не просто повышение посещаемости, это решение задач, стоящих перед сайтом, посредством привлечения целевой аудитории из поисковых систем.
Принципы поисковой оптимизации
В определении SEO говорится о воздействии на факторы ранжирования.
Факторы ранжирования - это критерии оценки сайтов (в целом и их отдельных элементов), которые используют поисковые системы для того, чтобы формировать релевантную поисковую выдачу.
Каковы цели и задачи поисковых систем?
Релевантность - это соответствие.
Релевантность страницы поисковому запросу - насколько страница сайта соответствует поисковому запросу, т.е. отвечает на вопрос, решает задачу, которая стоит перед пользователем.
В мире существуют миллионы сайтов. Из них сотни тысяч соответствуют тематике запроса пользователя. Содержание тысяч страниц может служить ответом на вопрос, который стоит перед пользователем.
Каким образом поисковая система определяет, в каком порядке располагать страницы в поисковой выдаче? С помощью факторов ранжирования. О них подробнее мы поговорим в отдельной главе.
Сейчас мы погрузимся в самую суть SEO.
Представьте, что вы - владелец бизнеса. У вас есть сайт. Вы понимаете, что вам нужна посещаемость, но не простая, а целевая.
Что отличает целевую аудиторию от не целевой?
Целевая аудитория приходит на ваш сайт с нужной для вас целью. Если вы владелец интернет-магазина, ваши самые желанные посетители - те, которые хотят купить ваш товар прямо сейчас. Чуть менее желанные - посетители, которые только задумываются о возможности покупки, изучают информацию по теме. Наиболее “холодная” аудитория - это люди, которые потенциально похожи на ваших клиентов (соответствуют ряду критериев: регион, пол, возраст, социальный статус и т.п.).
Что вы знаете о вашей целевой аудитории?
Вы знаете запросы, по которым вас будут искать.
Помня принцип работы поисковых систем (стремление сделать выдачу максимально релевантной запросам пользователей), вы, как SEO-специалисты, формулируете задачу для себя: сделать сайт (в целом и каждую страницу в отдельности) максимально релевантным запросам вашей целевой аудитории.
Что делает страницу релевантной запросу? Ее контент.
Контент должен соответствовать ценным для нас поисковым запросам.
Поэтому наша первая задача - собрать поисковые запросы, которые представляют ценность для нашего проекта, поскольку могут привести целевую аудиторию. В SEO этот процесс называется подбором семантического ядра.
Казалось бы, что может быть проще: подобрали запросы, создали страницы, написали для них тексты и всё, ждем трафик. Не совсем так.
Рассмотрим некоторые характеристики поисковых запросов.
По намерению:
По частотности:
Это можно назвать характеристиками спроса, поскольку они исходят от пользователей. Следует учитывать, что цифры являются ориентировочными, а само деление - условным.
По конкурентности:
Это уже характеристики предложения, т.к. они показывают, какое количество сайтов готово удовлетворить имеющийся спрос. Конкурентность нас интересует как выражение затрат (времени, денег), необходимых на продвижение в топ по данному запросу.
По геозависимости
Как можно использовать эти сведения?
Давайте вместе логически порассуждаем.
По вашему мнению, правильно ли сосредотачивать усилия по поисковой оптимизации на ВЧ-запросах? Какие проблемы могут возникнуть?
Вывод: вместо ВЧ-журавлей более целесообразно заниматься СЧ и НЧ-синицами.
3. Если ваш бизнес имеет четкую привязку к региону (например, доставка пиццы в Одессе), имеет смысл продвигаться по запросам с топонимами.
4. “Золотое сечение” SEO: наибольшая частотность при наименьшей конкуренции. Нужно стремиться находить и продвигать именно по таким запросам.
Для успешного продвижения необходимо сформировать подходящую структуру сайта, которая разрабатывается на основе собранной семантики (поисковых запросов). Конечно, далеко не всегда SEO-специалисты привлекаются к работе над сайтом на ранней стадии, чаще приходится иметь дело с запущенным (во всех смыслах) проектом. Структура, сформированная на основе семантики, легко превращается в контент-план. В соответствии с контент-планом заказываются тексты и оптимизируются страницы.
Поисковые запросы → Структура сайта → Контент
Разница между черным и белым SEO заключается в способах достижения целей.
Белое SEO - это использование методов, которые разрешены и одобрены поисковыми системами. Данный подход исключает возможность получения санкций со стороны поисковиков.
Черное SEO - использование запрещенных методов. Эти подходы приводят к наложению санкций (фильтров), поэтому черные оптимизаторы рассчитывают успеть получить желаемые краткосрочные результаты до того, как санкции будут применены.
Примеры методов черного SEO
Клоакинг - сайт конструируется таким образом, чтобы поисковые роботы “видели” один контент (безобидный), а пользователи - другой (запрещенный).
Дорвеи - пользователи попадают сначала на одну страницу (с безобидным контентом), а оттуда идет автоматическое перенаправление на страницу с запрещенным контентом.
Внутренний поисковый спам - контент переполняется ключевыми словами в объемах, которые превышают разумные пределы, за счет чего искусственно поднимается релевантность.
Ссылочный спам - на сайт направляется большое количество ссылок со сторонних ресурсов.
Невидимый текст - текст, который не виден для живых пользователей, но индексируется поисковыми роботами.
Поисковые системы борются с манипуляцией поисковой выдачей. Использование черных методов приводит к наложению фильтров: позиции сайтов-нарушителей могут значительно занижаться в выдаче вплоть до полного исключения из индекса.